Когда пора вводить первый прикорм?

Рассказываем, когда лучше начинать вводить прикорм и как понять, что уже пора.

Содержание

Когда вводить прикорм?

Первый прикорм – это важный этап в жизни малыша. Рассказываем, что вам необходимо знать, прежде чем ваш ребенок начнет полноценно есть еду принятую в семье.

Готов ли мой малыш к прикорму?

Грудное молоко или молочная смесь – единственная пища, которая нужна вашему ребенку в течении первых 6 месяцев после рождения. К 6-ти месяцам большинство детей готовы начать есть твердую пищу в качестве дополнения к грудному молоку или смеси. 

В это время дети обычно перестают выталкивать еду изо рта языком, и начинают развивать способность перемещать твердую пищу из передней части рта в заднюю для глотания.

Помимо возраста стоит учесть и другие признаки того, что ваш ребенок готов к прикорму. Например:

– Может ли ваш ребенок уверенно удерживать голову в вертикальном положении;

– Может ли ваш ребенок сидеть самостоятельно или пытается присаживаться;

– Ваш ребенок тянет игрушки в рот и пытается их кусать или облизывать;

–  У ребенка не возникают срыгивания молоком или возникают крайне редко.

Если вы утвердительно на эти вопросы, то время введения прикорма наступило.

Как вызвать у ребенка интерес к еде?

Появление пищевого интереса – важнейший этап развития нервной системы младенца. Пищевой интерес говорит нам о том, что ребенок готов к прикорму психологически. Мозг отвечает за координацию движений губ, языка, маленьких ручек, малыш внимательно следит за поведением родителей, уже по-особому интерпретирует его и умеет выразить своё «хочу – не хочу».

Вы взяли ребенка за стол несколько раз и увидели, что малыш интересуется вашей ложкой или тарелкой. В ответ на проявленный интерес ребенка попробуйте сначала дать ему, например, пустую ложку.

Если малыш доволен, занялся с интересом ложкой-«игрушкой» (салфетка, крышечка, фантик), то это не пищевой интерес, а просто интерес ко всему, что его окружает.

Задача родителей брать с собой ребенка за стол часто 1-2 раза в день, чтобы знакомить малыша с едой. Как только он будет отталкивать пустую ложку и тянуться к вашему рту или к кусочку еды, это проявление пищевого интереса и пора начинать.

Чаще всего, пищевым интересом родители считают активное открывание рта ребенком при внесении ложки с едой. Но это не пищевой интерес, если малыш совсем не проявляет физического и эмоционального участия, он только открывает рот. 

Руководящие принципы по надлежащему прикорму

– Продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком 1,5 – 2 двухлетнего возраста;

– Проявляйте чуткость при кормлении ребенка и помогайте в момент прикорма ему самому справляться и доносить еду до рта;

– Поощряйте, но не принуждайте ребенка к трапезе, сохраняйте с ним зрительный контакт;

– Практикуйте надлежащее обращение с пищевыми продуктами и останавливайте любую игру с едой;

– Начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;

– Постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;

– Увеличивайте число кормлений ребенка – до 1-3 раз в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев;

– Увеличивайте количество питья во время прикорма и учите пить из чашки.

Как организовать процесс кормления?

Во время процесса прикорма важно учитывать основные организационные моменты. Вот несколько советов:

– В первое время ребенок сидит на маме или мама удерживает ребенка вертикально в позе «м-образной» позиции на себе;

– Мама ест свою пищу, и ребенок смотрит как происходит процесс;

– В какой-то момент ребенок начинает просить еду и появляется желание повторить за мамой. Тогда мама макает ложку в пюре и дает вертикально ребенку или кладет кусочек вареного овоща перед ребенком и говорит «На – это тебе!»;

– Ребенок пытается облизать ложку или взять кусочек со стола. С каждым разом его умение становится все уверенным и активным;

– Как только ребенок начинает играть с едой или желает покинуть стол, важно его выпустить и расположить на полу в безопасном месте. Поддерживать его игру не стоит, также как его сопротивление;

– Начиная с 6 месяцев необходимо учить пить из чашки, и ребенок также готов повторять это действие за мамой. Наливаем 1 чайную ложку воды в чашку ребенка и даем ему кружку. Мама в это время пьет из своей кружки, а малыш наблюдает и пытается тоже самое сделать со своей;

– В первые месяцы прикорма дети учатся есть, поэтому съедают микропорции, это нормально. Основным питание ребенка продолжает сохраняться грудное молоко или смесь;

– Примерно в 9-10 месяцев ребенка можно отсадить в специальный стульчик или он может сидеть на взрослом стуле с подушкой со всей семьей и чувствовать себя важным участником процесса, как и другие члены семьи.

Такой подход к прикорму поможет создать пищевое поведение на всю жизнь и максимально обезопасить его от неправильного отношения к еде.

Источники:

  1. Современные принципы введения первого прикорма детям до 1 года жизни при естественном, искусственном и смешанном вскармливании Аликулова М. М., Култаев Ш. Х.
  2. Общий обзор влияния и особенностей введения прикорма детям первых лет жизни Е. В. Матвиенко, Д. С. Писанкина